Нефтяные камни
Декорации города, в котором разворачивается действие фильма «И целого мира мало» и в котором Джеймс Бонд сражается со своими врагами были построены по подобию этого города. Нефт Дашлары - один из самых поразительных из реально существующих городов в мире. Он возвышается над водой в акватории Каспийского моря.
Этот регион, который сегодня является частью территории Азербайджана, еще в период поздней античности был известен своими нефтяными запасами. Тот «жидкий огонь», с помощью которого Константинополь в VII веке смог отразить нападение арабов, состоял преимущественно из нефти - она сама без всякой техники выходила на поверхность у берегов Черного и Каспийского морей. Поэтому персы называли это место «Азербайджан», что означает «огненная земля», а местные священнослужители освещали свои храмы с помощью естественного горючего средства.
Нефтехимическая промышленность по-настоящему стала развиваться после того, как этот регион в 1870 году был завоеван русским царем. В последующие годы такие предприниматели как Людвиг Нобель, а также братья Ротшильды превратили столицу Баку в восточную Ниццу. Уже в 1941 году бывший в то время советским Азербайджан добывал в год 175 миллионов баррелей нефти – 75% от общего объема производства в стране. Именно по этой причине во время Сталинградской битвы группа армий А немецкого вермахта под командованием генерал-полковника Эвальда фон Клейста всеми силами пыталась поставить под свой контроль полуостров Апшерон вместе с его столицей.
Вскоре после окончания войны советские инженеры более внимательно осмотрели находящийся под водой риф, который из-за своего цвета получил название «Черные камни». Они построили на крохотном островке барак и провели пробное бурение. В ночь на 7 ноября 1949 года на глубине 1100 метров они обнаружили нефть высокого качества, и вскоре около переименованных «Нефтяных камней» (нефт дашлары) они ввели в эксплуатацию первую в мире морскую нефтяную платформу. При этом термин «платформа» представляется несерьезным при обозначении этого гигантского монстра из стали и древесины, возвышающегося над морем, глубина которого в этом месте в среднем составляет около 20 метров.
Фундаментом для основной части города стали семь затопленных судов, в том числе легендарный «Зороастр» - первый в мире нефтяной танкер, построенный в Швеции. В период расцвета Нефт Дашлары в радиусе 30 километров работали 2 000 буровых платформ, связанные между собой сетью мостов и виадуков. Общая протяженность надводных дорог составляла 300 километров - по ним взад и вперед колесили грузовые автомобили. На искусственном острове были построены девятиэтажные дома, в которых проживали до 5 000 рабочих. Иногда они неделями трудились на Нефт Дашлары, и от ближайшего порта – в зависимости от типа перевозившего их судна – они могли добираться от шести до двенадцати часов. Для развлечения и снабжения рабочих был построен завод по производству лимонада, футбольное поле, библиотека с более чем 20 000 книг, пекарня, прачечная, а также сад с деревьями, для которого были доставлены тонны земли.
Этот город казался сталинистской утопией для рабочего класса. На небольшой советской марке, выпущенной в 1971 году, изображены гигантские надежды: на фоне буровой установки вьется над волнистой синей водой дорога к другим буровым установкам, за которыми светит красное солнце.
Конечно, ничто так не повергает в меланхолию, как вчерашние мысли о будущем, и ничто не является столь хрупким, как мир, построенный на воде и нефти. От 5 тысяч рабочих теперь осталось 2 500, большинство нефтяных вышек не используются, и из-за разрушенных мостов до них уже невозможно добраться. От бывшей 300-километровой транспортной сети осталось всего 45 километров обветшалых дорог, и когда несколько лет назад уровень воды в Каспийском море неожиданно очень сильно поднялся, то был затоплен парк, а также многие дома до уровня второго этажа.
Рабочий в Нефт Дашлары зарабатывает сегодня около 130 долларов в месяц, и это больше, чем многие его коллеги на берегу, а сами установки уже давно стали неэффективными. Ржавые подводные конструкции представляют собой опасность для судоходства, не говоря уже о протекающих трубах и разрушающихся буровых вышках.
Судя по всему, нормальное восстановление Нефт Дашлары будет стоить дороже, чем продолжение добычи нефти, хотя и в сокращенном объеме. Однако пришедший в упадок Нефт Дашлары по-прежнему охраняется государством, как важная тайна, а иностранцы имеют весьма ограниченный доступ в этот город, которого даже нет на картах Google.
Существовали планы относительно санации Нефт Дашлары или сооружения там тропического курорта класса люкс. Однако этому мешают простые капиталистические факты: права на добычу нефти уже давно принадлежат преимущественно иностранным концернам, которые делают ставку на собственные современные платформы. Сегодня Нефт Дашлары вносит лишь незначительный вклад в общую добычу нефти в Азербайджане.
По мнению экспертов, нефти под этим городом хватит всего на 20 лет. Через несколько десятилетий только на паре старых морских карт будет еще обозначен этот гигантский лабиринт на воде.
Этот регион, который сегодня является частью территории Азербайджана, еще в период поздней античности был известен своими нефтяными запасами. Тот «жидкий огонь», с помощью которого Константинополь в VII веке смог отразить нападение арабов, состоял преимущественно из нефти - она сама без всякой техники выходила на поверхность у берегов Черного и Каспийского морей. Поэтому персы называли это место «Азербайджан», что означает «огненная земля», а местные священнослужители освещали свои храмы с помощью естественного горючего средства.
Нефтехимическая промышленность по-настоящему стала развиваться после того, как этот регион в 1870 году был завоеван русским царем. В последующие годы такие предприниматели как Людвиг Нобель, а также братья Ротшильды превратили столицу Баку в восточную Ниццу. Уже в 1941 году бывший в то время советским Азербайджан добывал в год 175 миллионов баррелей нефти – 75% от общего объема производства в стране. Именно по этой причине во время Сталинградской битвы группа армий А немецкого вермахта под командованием генерал-полковника Эвальда фон Клейста всеми силами пыталась поставить под свой контроль полуостров Апшерон вместе с его столицей.
Вскоре после окончания войны советские инженеры более внимательно осмотрели находящийся под водой риф, который из-за своего цвета получил название «Черные камни». Они построили на крохотном островке барак и провели пробное бурение. В ночь на 7 ноября 1949 года на глубине 1100 метров они обнаружили нефть высокого качества, и вскоре около переименованных «Нефтяных камней» (нефт дашлары) они ввели в эксплуатацию первую в мире морскую нефтяную платформу. При этом термин «платформа» представляется несерьезным при обозначении этого гигантского монстра из стали и древесины, возвышающегося над морем, глубина которого в этом месте в среднем составляет около 20 метров.
Фундаментом для основной части города стали семь затопленных судов, в том числе легендарный «Зороастр» - первый в мире нефтяной танкер, построенный в Швеции. В период расцвета Нефт Дашлары в радиусе 30 километров работали 2 000 буровых платформ, связанные между собой сетью мостов и виадуков. Общая протяженность надводных дорог составляла 300 километров - по ним взад и вперед колесили грузовые автомобили. На искусственном острове были построены девятиэтажные дома, в которых проживали до 5 000 рабочих. Иногда они неделями трудились на Нефт Дашлары, и от ближайшего порта – в зависимости от типа перевозившего их судна – они могли добираться от шести до двенадцати часов. Для развлечения и снабжения рабочих был построен завод по производству лимонада, футбольное поле, библиотека с более чем 20 000 книг, пекарня, прачечная, а также сад с деревьями, для которого были доставлены тонны земли.
Этот город казался сталинистской утопией для рабочего класса. На небольшой советской марке, выпущенной в 1971 году, изображены гигантские надежды: на фоне буровой установки вьется над волнистой синей водой дорога к другим буровым установкам, за которыми светит красное солнце.
Конечно, ничто так не повергает в меланхолию, как вчерашние мысли о будущем, и ничто не является столь хрупким, как мир, построенный на воде и нефти. От 5 тысяч рабочих теперь осталось 2 500, большинство нефтяных вышек не используются, и из-за разрушенных мостов до них уже невозможно добраться. От бывшей 300-километровой транспортной сети осталось всего 45 километров обветшалых дорог, и когда несколько лет назад уровень воды в Каспийском море неожиданно очень сильно поднялся, то был затоплен парк, а также многие дома до уровня второго этажа.
Рабочий в Нефт Дашлары зарабатывает сегодня около 130 долларов в месяц, и это больше, чем многие его коллеги на берегу, а сами установки уже давно стали неэффективными. Ржавые подводные конструкции представляют собой опасность для судоходства, не говоря уже о протекающих трубах и разрушающихся буровых вышках.
Судя по всему, нормальное восстановление Нефт Дашлары будет стоить дороже, чем продолжение добычи нефти, хотя и в сокращенном объеме. Однако пришедший в упадок Нефт Дашлары по-прежнему охраняется государством, как важная тайна, а иностранцы имеют весьма ограниченный доступ в этот город, которого даже нет на картах Google.
Существовали планы относительно санации Нефт Дашлары или сооружения там тропического курорта класса люкс. Однако этому мешают простые капиталистические факты: права на добычу нефти уже давно принадлежат преимущественно иностранным концернам, которые делают ставку на собственные современные платформы. Сегодня Нефт Дашлары вносит лишь незначительный вклад в общую добычу нефти в Азербайджане.
По мнению экспертов, нефти под этим городом хватит всего на 20 лет. Через несколько десятилетий только на паре старых морских карт будет еще обозначен этот гигантский лабиринт на воде.
Фото
Правила дешёвого билета из Санкт-Петербурга
- Европа не дороже 10000р
- Португалия,Канары - до 15000р
- Америка/Азия - до 30000р
- Океания - до 40000р
- Все цены туда-обратно (RT)
- Все цены посчитаны от СПб
Не нашли улётный билет?
Проверьте Top 50 лучших цен с вылетом из Пулково. Обновление роботом каждые 5 минут!Новости
Азербайджан продлил закрытие сухопутных границ до 2025 года
27/09/2024 03:00
Подробнее
«Уральские авиалинии» открывают рейс из Жуковского в Баку
04/04/2024 03:00
Подробнее
«ИрАэро» начнёт летать из Нижнего Новгорода в Баку
07/03/2024 03:00
Подробнее
В Баку открылся новый отель The Ritz-Carlton Baku
10/10/2023 03:00
Подробнее
Россияне стали чаще ездить на отдых в Азербайджан
07/09/2023 03:00
Подробнее